ДальМашинери
Мы на связи, пишите!
Telegram
Mail
WhatsApp
Статьи

Управление фронтальным погрузчиком

Фронтальный погрузчик – поистине универсальная спецтехника, востребованная в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. На складах, в портах, строительных площадках – везде, где работы связаны с перемещением тяжелых грузов, без этой машины не обойтись. Но для того, чтобы она служила длительное время и была безопасна для окружающих, необходимо четкое знание и ответственное выполнение правил эксплуатации и обслуживания погрузчика.

Права для управления фронтальным погрузчиком

Чтобы управлять этой многофункциональной машиной, необходимо пройти обучение и получить подтверждающие документы. Обучение состоит из практической и теоретической части, по каждой необходимо сдать экзамен.
Теория включает:
  • нормы и правила безопасности;
  • основы управления техникой;
  • алгоритмы погрузки/разгрузки;
  • требования к технической эксплуатации.
Практическое обучение проходит на специальных площадках. В практику входят:
  • маневрирование;
  • погрузка/разгрузка;
  • применение приспособлений для работы с грузами;
  • мероприятия по соблюдению безопасности.
Курсы доступны любому совершеннолетнему гражданину. Обучение должна проводить организация, имеющая соответствующую лицензию. Как правило, это автошколы, отделения ДОСААФ, специализированные учебные центры. Учеба длится в среднем около 1,5 месяца. Длительность курса зависит от наличия опыта у слушателя и категории получаемых прав.
Категория прав, которая позволяет управлять данным видом спецтехники, зависит от типа самоходной машины:

Категория

Мощность, л. с.

Мощность, кВт

В

до 35

до 25,7

С

35–150

25,7–110,3

D

от 150

от 110,3

Е

от 35

от 25,7

Помимо категории в удостоверении указывается специализация – водитель погрузчика.
После окончания и сдачи экзамена выпускникам выдают свидетельство, которое предъявляют в Гостехнадзоре для дальнейшей экзаменации. Для управления техникой мощностью до 5, 5 л. с. достаточно свидетельства, права не требуются.

Основные принципы управления

Ключевыми навыками для оператора фронтального погрузчика являются:
  • Знание узлов и агрегатов данной спецтехники. У машины много подвижных элементов, которые приводят в движение различные механизмы. Мало того, у разных моделей имеются свои отличительные особенности.
  • Умение управлять рулевым механизмом. Неприемлемо резкое толчкообразное передвижение, машина должна идти по оптимальной траектории и точно достигать пункта назначения.
  • Умелое применение гидравлической системы. Подъем и опускание грузов должны быть максимально точными и плавными. Это крайне важно, когда оператор имеет дело с крупногабаритными грузами повышенной хрупкости. Для сохранения устойчивости погрузчика необходимо равномерное, без перекосов, распределение груза.
  • Владение переключением скоростей и знание технических особенностей трансмиссии. Эти знания и навыки – гарантия экономного использования топлива и высокой производительности проводимых работ.
Для корректного управления погрузчиком необходимо учитывать погодные условия, обзор, состояние дороги и прочих внешних факторов.

Рычаги управления

Большим преимуществом современных фронтальных погрузчиков является удобная система управления. Оператору следует знать рычаги и устройства, которые используются для перемещения, маневрирования, остановки и других манипуляций:
Рычаги передвижения. У техники с механической коробкой передач их два: для движения и для переключения передач. Положения рукоятки:
  • 2-4 – регулирует скорость при перемещении вперед;
  • 1-2 – аналогично при движении назад;
  • R – выбор заднего хода.
О том, что машина пойдет задним ходом в качестве предупреждения используется звуковой сигнал и включение соответствующих фар. Любой маневр начинается с нажатия тормозной педали. Кардинальное изменение вектора возможно только после полной остановки техники.
Рычаг переключения передач. Элемент расположен на рулевой колонке. Переключение передачи осуществляется после нажатия педали тормоза. Рукоятка перемещается в нужную позицию, педаль медленно отпускается, что приводит транспорт в движение. При полном контроле ситуации педаль можно отпустить.
Ручное управление. Для техники с АКПП (коробка-автомат) с ручным выбором ступени необходимо переключить рычаг смены траектории, который идентичен подрулевому переключателю движения при полностью автоматической коробке. Перед запуском транспортного средства переместите рычаг в нейтральное положение.
Рычаг наклона рулевой колонки. Оператор регулирует положение рычага, чтобы сделать его максимально удобным для вождения. Для этого он переводит рычаг в положение «В», регулирует наклон колонки, после чего устанавливает его в положение «А» для фиксации. Операция производится, когда машина остановлена.
Рычаг подъема каретки. Проверьте, нет ли поблизости людей. Для поднятия вил рычаг тянут на себя, регулируя скорость с помощью педали газа. Для опускания каретки рычаг толкают вперед, а изменяя угол его наклона, контролируют быстроту движения конструкции.
Рычаг наклона. При манипуляции люди не должны находиться вблизи ТС. Для изменения направление стрелы рычег переводят в положение вперед-назад, скорость регулируют рычагом и нажимом на педаль газа. При выключенном двигателе рабобчий орган блокируется, соответственно, мачтой управлять не получится, а рыча подъема приведет к опусканию вил.

Основные правила безопасности

Чтобы свести к нулю возможные риски, необходимо тщательно изучить инструкции производителя:
  • правила эксплуатации;
  • технику работы с грузами;
  • требования к техническому обслуживанию.
Оператор должен быть снабжен спецодеждой и средства индивидуальной защиты. Разместиться нужно таким образом, чтобы хорошо видеть груз в любом положении: при подъеме, опускании, перемещении. Рабочее место должно быть максимально эргономичным – это снизит утомляемость оператора во время его деятельности.
Перед началом и во время работ оператору необходимо:
  • проверить техническое состояние машины, исправность всех систем;
  • проконтролировать соответствие габаритов и веса груза характеристикам машины;
  • во избежание опрокидывания распределять равномерно, без перекосов;
  • заранее проверить рабочую зону на наличие препятствий, транспортных средств, работников.
При отказе любых систем необходимо прекратить манипуляции и заглушить двигатель.
На погрузчике рекомендуется установить датчики и камеры для контроля над обстановкой здесь и сейчас. Такие системы предупредят о потенциальной опасности, позволят предотвратить аварию.

Техническое обслуживание

Надлежащее техническое обслуживание фронтальных погрузчиков обеспечивает длительность их эксплуатации, безопасность и продуктивность работы. Список необходимых мероприятий включает:
  • проверку и замену масел и других рабочих жидкостей;
  • смену фильтров;
  • диагностику состояния систем;
  • своевременный ремонт.
Персонал должен уметь самостоятельно контролировать исправность машины и осуществлять базовые мероприятия по ее обслуживанию: очищать, смазывать, проверять шины. Долговременность эксплуатации ТС также зависит от ответственного подхода оператора к соблюдению рекомендаций производителя, касающихся норм нагрузки и скорости.
Фронтальный погрузчик широко востребован благодаря своей надежности, производительности и многообразию моделей с разными характеристиками, благодаря чему можно приобрести вариант в полном соответствии с запросами предприятия. Но максимально раскрыть потенциал спецтранспорта можно только в том случае, если им управляет высококвалифицированный специалист, который досконально знает технические характеристики и функционал машины. Оператору мало просто изучить транспортное средство. Ему нужно постоянно совершенствоваться, учитывая постоянные модернизации, которые происходят в сфере. Это позволит повысить эффективность эксплуатации погрузчика в любой области.