В последние годы вопрос утилизации старой техники стал одним из ключевых направлений государственной политики в сфере экологии и экономики России.
Важным инструментом регулирования данного процесса является утилизационный сбор, который претерпел значительные изменения в 2024 году. Повышение ставок утилизационного сбора на спецтехнику вызвало широкую дискуссию среди участников рынка и экспертов, что подчеркивает актуальность данной темы.
Что такое утилизационный сбор и его роль
Утилизационный сбор — это обязательный платеж, который взимается с владельцев транспортных средств, включая спецтехнику, в целях обеспечения экологически безопасной утилизации техники после завершения её срока эксплуатации.
Впервые он был введен в России в 2012 году, и с тех пор его ставки и правила взимания периодически пересматривались в зависимости от экономических и экологических приоритетов государства.
Основной задачей сбора является стимулирование обновления парка техники, снижение негативного воздействия старых машин на окружающую среду и поддержка инфраструктуры переработки и утилизации. Для спецтехники, которая зачастую эксплуатируется в тяжелых условиях и имеет длительный срок службы, вопрос правильной утилизации является особенно важным.
Почему утильсбор повышают?
Повышение утилизационного сбора обусловлено несколькими ключевыми причинами:
Экономические соображения
- Пополнение бюджета: утильсбор является источником дохода для государства. В условиях увеличивающихся государственных расходов, в том числе на экологические программы и поддержку отечественной промышленности, повышение этого сбора помогает увеличить бюджетные поступления.
- Поддержка отечественных производителей: повышение сбора на ввозимую технику делает её дороже, что снижает конкурентоспособность иностранных производителей. Это открывает возможности для отечественных компаний, делая их продукцию более привлекательной на внутреннем рынке.
Экологические цели
- Стимулирование обновления парка техники: повышение утилизационного сбора на старую и экологически неэффективную технику стимулирует её владельцев к обновлению на более современные и экологичные модели. Это способствует снижению выбросов и улучшению экологической ситуации в стране.
- Развитие инфраструктуры переработки: сбор направлен на создание и развитие инфраструктуры для безопасной утилизации старой техники, что также является важной частью государственной экологической политики.
Политические причины
- Снижение зависимости от импорта: в условиях геополитической напряженности и санкций, повышение утилизационного сбора на иностранную технику снижает её конкурентоспособность, тем самым поддерживая курс на импортозамещение.
- Защита национальных интересов: повышение сбора может быть частью более широкой стратегии защиты внутреннего рынка от внешних экономических влияний, особенно в условиях глобальной конкуренции.
Как изменится утильсбор с 1 октября 2024 года?
С 1 октября 2024 года утилизационный сбор на спецтехнику в России подвергнется значительным изменениям в соответствии с новыми коэффициентами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
Эти изменения предполагают введение более высоких коэффициентов расчета сбора для различных категорий спецтехники, включая технику с электродвигателями и машины с большими объемами двигателей. Новые коэффициенты будут постепенно увеличиваться с 2024 года до 2030 года и далее, что отражено в обновленных таблицах расчета.
Система утилизационного сбора станет прогрессивной, предусматривая ежегодное увеличение коэффициентов для всех категорий техники. Это означает, что начиная с 1 октября 2024 года, каждый последующий год будет сопровождаться ростом коэффициентов, что приведет к постепенному увеличению суммы сбора, необходимой для утилизации спецтехники.
Кроме того, вносятся изменения в правила расчета и уплаты утилизационного сбора. Введены дополнительные требования к документам, которые должны быть представлены для расчета и уплаты сбора. Например, физические лица, переселившиеся в Российскую Федерацию, должны будут предоставить дополнительные документы при ввозе техники, чтобы получить освобождение от уплаты сбора или воспользоваться пониженным коэффициентом.
Эти изменения направлены на стимулирование обновления парка спецтехники, поддержание экологических стандартов и увеличение доходов бюджета, что, в свою очередь, поддержит развитие инфраструктуры для утилизации старой техники.
Как сильно вырастут цены на спецтехнику?
Рост цен на спецтехнику в результате повышения утилизационного сбора станет неизбежным, и он будет зависеть от нескольких ключевых факторов. В первую очередь, прямое увеличение издержек приведет к удорожанию техники, особенно импортируемой. Чем выше станут коэффициенты утилизационного сбора, тем больше возрастет конечная цена техники для потребителей.
Производители и продавцы спецтехники, скорее всего, будут вынуждены переложить возросшие издержки на конечных потребителей, включая строительные компании, фермерские хозяйства и другие организации, которые используют такую технику.
Кроме того, удорожание техники вызовет увеличение расходов на логистику и обслуживание, что также будет способствовать росту цен, поскольку все сопутствующие расходы увеличатся. Импортируемая техника станет менее конкурентоспособной по сравнению с отечественной, что может привести к сокращению предложения импортных моделей и, как следствие, к росту цен на доступные на рынке варианты.
Увеличение цен на новую технику отразится и на рынке подержанной спецтехники. Цены на б/у технику могут вырасти, так как потребители, стремясь избежать высоких затрат на новую технику, могут обратить внимание на подержанные варианты. Таким образом, повышение утилизационного сбора окажет всестороннее влияние на рынок спецтехники, способствуя общему росту цен.
Хотя точные цифры будут зависеть от конкретных категорий техники и степени увеличения утилизационного сбора, можно ожидать, что цены на новую спецтехнику могут вырасти на 15-30% и более в ближайшие годы. Наиболее значительный рост затронет категории техники с высокими коэффициентами утилизационного сбора, такие как тяжелая строительная техника и сельскохозяйственные машины с мощными двигателями.